Тема: Приемы работы над лирическими стихотворениями на уроках литературного чтения.
Отрывок с текста урока:
В начальной школе уроки чтения становятся сегодня уроками литературного чтения, цель которых заключается в нравственном воспитании и развитии детей на основе полноценного восприятия художественного текста, освоении учащимися основных литературоведческих знаний и практики читательской деятельности.
Но задачи эти будут выполнены, если учитель будет смотреть на этот предмет как на вид искусства и работать «на уровне искусства и по возможности его методами» (М.А.Рыбникова).
Научить понимать текст! Понимание приходит с переживанием. Переживать, значит «сделать личным», «присвоить себе».
Ребенок 7 лет уже готов к осмысленной читательской деятельности. А главное, в этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом. Необходимо только пробудить в нем умение и желание думать над текстом. Это главная и первостепенная задача учителя.
«Эстетически организованный языковой материал художественного произведения представляет собой систему языковых элементов и способов их организации, каждый из которых служит целям создания художественного образа» (Ю.М.Лотман). Художественное произведение – это сложно построенный смысл.
Изучение художественного произведения не сводится к «передаче» мысли с помощью слова. Мысль нельзя «пересадить» из одной головы в другую, т.к. нельзя просто «извлечь» содержание из художественного текста.
Поэтическое слово побуждает нас к сотворчеству с писателем. Это непременное условие искусства слова.
Необычность и нестандартность поэтических слов проявляются в их звуковой организации, необычном словообразовании, особом порядке в предложении, а главное, в гибкости, многоплановости их значений, которые позволяют творчески воссоздать образ из наших представлений.
Лирическая поэзия в начальной школе представлена произведениями А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, С.А. Есенина и т.д. Это богатейший в воспитательном и образовательном отношении материал. Пейзажи русских классиков многогранны, динамичны. Они выражают разнообразные оттенки душевных переживаний человека.
Чтобы помочь детям не просто механически заучивать стихи и на слово поверить в их гениальность, а действительно почувствовать их красоту, необходимо развивать художественную сторону их языкового сознания.
Шаблон в подходе к анализу лирического стихотворения недопустим, поэтому прежде чем планировать урок, следует чётко представить себе, в чём художественное своеобразие стиха, какое состояние души стремился выразить в нём художник. Умение посмотреть на природу глазами поэта- одно из важнейших методических условий для решения задачи литературного образования школьников.
Остановимся на некоторых приёмах работы над лирическими стихотворениями.
Приемы работы над лирическими стихотворениями на уроках литературного чтения