Презентации
и материалы к урокам

Приемы работы над лирическими стихотворениями на уроках литературного чтения

Информация о материале

Тема: Приемы работы над лирическими стихотворениями на уроках литературного чтения.

Отрывок с текста урока:

В начальной школе уроки чтения становятся сегодня уроками литературного чтения, цель которых заключается в нравственном воспитании и развитии детей на основе полноценного восприятия художественного текста, освоении учащимися основных литературоведческих знаний и практики читательской деятельности.

Но задачи эти будут выполнены, если учитель будет смотреть на этот предмет как на вид искусства и работать «на уровне искусства и по возможности его методами» (М.А.Рыбникова).

Научить понимать текст! Понимание приходит с переживанием. Переживать, значит «сделать личным», «присвоить себе».

Ребенок 7 лет уже готов к осмысленной читательской деятельности. А главное, в этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом. Необходимо только пробудить в нем умение и желание думать над текстом. Это главная и первостепенная задача учителя.

«Эстетически организованный языковой материал художественного произведения представляет собой систему языковых элементов и способов их организации, каждый из которых служит целям создания художественного образа» (Ю.М.Лотман). Художественное произведение – это сложно построенный смысл.

Изучение художественного произведения не сводится к «передаче» мысли с помощью слова. Мысль нельзя «пересадить» из одной головы в другую, т.к. нельзя просто «извлечь» содержание из художественного текста.

Поэтическое слово побуждает нас к сотворчеству с писателем. Это непременное условие искусства слова.

Необычность и нестандартность поэтических слов проявляются в их звуковой организации, необычном словообразовании, особом порядке в предложении, а главное, в гибкости, многоплановости их значений, которые позволяют творчески воссоздать образ из наших представлений.

Лирическая поэзия в начальной школе представлена произведениями А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, С.А. Есенина и т.д. Это богатейший в воспитательном и образовательном отношении материал. Пейзажи русских классиков многогранны, динамичны. Они выражают разнообразные оттенки душевных переживаний человека.

Чтобы помочь детям не просто механически заучивать стихи и на слово поверить в их гениальность, а действительно почувствовать их красоту, необходимо развивать художественную сторону их языкового сознания.

Шаблон в подходе к анализу лирического стихотворения недопустим, поэтому прежде чем планировать урок, следует чётко представить себе, в чём художественное своеобразие стиха, какое состояние души стремился выразить в нём художник. Умение посмотреть на природу глазами поэта- одно из важнейших методических условий для решения задачи литературного образования школьников.

Остановимся на некоторых приёмах работы над лирическими стихотворениями.

Приемы работы над лирическими стихотворениями на уроках литературного чтения
Приемы работы над лирическими стихотворениями на уроках литературного чтения

Сылки для скачивания